Газ: разработка российских месторождений

В 28 километрах от побережья Сахалина прямо посреди открытого моря возвышается огромная конструкция из железа и стали весом в 60 тысяч тонн и высотой с 36-этажный дом. Это — «Полярная звезда», первая в России полупогружная плавучая буровая установка, которая может вести работы на глубине 7,5 километров. Здесь работают почти 200 человек: у них есть всего 30 дней, чтобы пробурить скважину и добраться до газа. О том, как устроена «Полярная звезда», рассказывает проект Discovery Channel «Платформа».

Разведка эхом

Крупнейшее газовое месторождение на сахалинском шельфе — Киринское. Здесь на глубине 3 километров залегает чистейший российский газ на сумму в миллиарды долларов. Поскольку шельф очень большой, то наудачу бурить скважины нельзя. Сначала проводятся анализ и оценка общей газоносности района, затем сейсмическая съемка отложений — с помощью звуковых волн формируют эхолокационный снимок. Когда общая картина структур морского дна получена, специалисты выбирают самые высокие точки — именно они наиболее перспективны в плане залежей газа.

После определения локации на место отправляется платформа. «Полярная звезда» — полупогружная установка: это значит, что гигантский плавучий комплекс не покоится на бетонных колоннах и не вкопан в морское дно, а удерживается на месте с помощью якорей, общий вес которых — 120 тонн. Сама платформа размещается на стальном понтоне, секции которого наполнены воздухом. Основание установки было построено в Выборге, а верх — в Южной Корее. Передвигаться она может как сама — со скоростью около 14 километров в час, — так и на буксире.

Установка на успех

Всё начинается со сбора бура по частям. На дно опускается труба длиной 9 метров, к ней прикрепляется еще одна, затем следующая, и так примерно 350 раз с интервалом каждые 9 метров, пока скважина не достигнет нужных трех километров. Буровое долото крепится к гигантскому сверлу, которое проходит 30 метров грунта в час — и это при скорости 5 оборотов в секунду. От выбуренной породы забой очищают с помощью бурового раствора — он же помогает укрепить скважину и предупреждает обвалы.

Когда буровики доходят до нужной глубины, можно проводить испытания на наличие газа, предварительно подготовив скважину — установив фонтанную арматуру. По сути, это огромный фильтр для отделения шлака и мельчайших частиц твердых пород от природного газа. Чтобы газ, до которого добралась бригада, не вышел наружу и не взорвался под платформой, устанавливают превентор, который герметизирует устье скважины, а, чтобы подача шла регулируемо, буровики устанавливают паркер — уплотняющее приспособление, своего рода пробку.

Человек на борту

Поскольку «Полярная звезда», как и все платформы, это своего рода синтез корабля и буровой вышки, то работает здесь не только буровая бригада. На платформе есть и капитан, и старпом, и боцман, и матросы, кок называет кухню камбузом, а жилые комнаты именуются каютами, так что отличий от реалий флота не так уж и много. Смена на «Полярной звезде» длится 12 часов, а вахта в среднем — 30 дней, по истечении которых экипаж отправляется домой. Поскольку швартовка платформе категорически запрещена, людей пересаживают на транспортный катер в корзине, которую подвешивают к подъемному крану. Таким же способом на платформу раз в неделю поставляют продукты.

Поскольку час простоя обойдется в десятки тысяч долларов ущерба, а сутки — в полмиллиона долларов, необходимо обеспечить бесперебойную работу буровой. Для этого боцману и матросам нужно ежедневно принимать и размещать на палубе тонны оборудования и передавать их на буровую, капитану и старпому следить за положением платформы на воде, коку — три раза в день кормить почти 200 человек, компьютерным специалистам — следить за тем, чтобы вся электроника на установке не давала сбоев, а также обрабатывать данные с видеокамер, расположенных на дне моря. У экипажа, персонала и буровиков разные задачи, однако работают они в тесной связке друг с другом, стремясь к общей цели: пробурить скважину и получить газ.

Поделиться с друзьями