Илон Маск: гений, миллиардер, филантроп и визионер

Самое частое слово, которое можно услышать в отношении Илона Маска — «будущее», однако он герой вне времени, вернее, герой всех времен сразу. Он словно воплощает идеалы мечтателей прошлого (не случайно его часто сравнивают с Тони Старком, образ которого создавался еще в 1960-х годах), прекрасно разбирается в том, что происходит в настоящем, при этом взгляд его устремлен в будущее. Рассказываем о главных проектах этого гениального предпринимателя и выдающегося изобретателя.

GettyImages-1175368064.jpg

Маск: восхождение

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в ЮАР.  Его отец, Эррол Маск, был инженером, а дед — поклонником авиации, который любил путешествовать на собственном одномоторном самолете. Так что, можно сказать, постоянное стремление подниматься и покорять новые высоты, любовь к изобретательству и приключениям в семье Масков передается из поколения в поколение. Эту жажду знаний унаследовал и Илон Маск. Он рос замкнутым и необщительным ребенком, а главными его друзьями были книги. Поглощать энциклопедии целыми томами ему помогала в том числе и фотографическая память, благодаря которой Маск запоминал любую информацию с первого же прочтения. Из-за этого он заработал репутацию заучки и всезнайки — а такие дети, как правило, не пользуются популярностью в школе.

Спасением для Маска были не только книги, но и инженерия в самом широком смысле слова. В десять лет ему подарили первый компьютер — это стало своеобразной точкой отсчета, первым определяющим шагом на пути, по которому он пойдет дальше по жизни. Быстро научившись программировать, Маск уже в 12 лет продал первую видеоигру собственной разработки и получил за нее 500 долларов. Помимо этого, у него рано проявился и предпринимательский талант: Маск вкладывал деньги в акции фармацевтической компании, а за сводками следил по газетным выпускам. Дождавшись благоприятного момента, он выгодно продал акции, заработал несколько тысяч долларов и уехал в Канаду, где поступил сначала в университет Куинс в Кингстоне, а в 1991 году перевелся в Университет Пенсильвании в США. Здесь сферами его интересов стали бизнес и физика — Маск получил степени бакалавра экономики и бакалавра физики. Но продолжить путь в науке уже не получилось: поступив в 1995 году в Стэнфорд для получения степени доктора наук в области физики энергии, Маск ушел оттуда через два дня, чтобы заниматься бизнесом и развитием своей первой компании, Zip2 Corporation. Ее Маск основал вместе с братом, а специализировалась она на предоставлении программного софта для новостных компаний. В 1999 году они продали Zip2 Corporation, и Маск получил 7% от продажи — 22 млн долларов, и начал задумываться о том, чтобы заняться чем-то гораздо более масштабным, что действительно изменит мир. До того момента, как журнал Forbes оценит его состояние в $22,5 млрд, оставалось 19 лет.

PayPal как взлетная площадка для SpaceX

photo_2019-12-24_15-36-30.jpg

фото: Paul Sakuma/AP

Сегодня PayPal — крупнейшая дебетовая электронная платежная система, через которую во всем мире люди оплачивают счета и покупки, отправляют и принимают переводы. Но так было не всегда: еще в 2000 году PayPal была одним из подразделений Confinity. Эта компания заключила сделку о слиянии с X.com, принадлежавшей Маску. Поскольку X.com так же занималась электронными платежами, Маск настаивал на том, чтобы объединить два профильных подразделения Confinity, но при этом сделать ставку именно на бренд X.com, а не на PayPal. Такой подход вызывал разногласия внутри руководства, обстановка накалялась, и в итоге совет директоров отстранил Маска от работы. Впрочем, те решения, которые Маск успел принять, пока еще находился в должности, оказались стратегически верными и эффективными: он правильно просчитал (или почувствовал), что X.com и PayPal действительно нужно сливать воедино, и что будущее за электронной коммерцией в интернете, поэтому необходимо развивать онлайн-платежи в первую очередь на аукционах.

Компания стала называться PayPal и уже в феврале 2002 года разместила акции на бирже, а в октябре ее купила eBay за 1,5 млрд долларов. Хотя Маск и был отстранен от управления, ему все еще принадлежало почти 12% акций компании — от этой сделки он получил 180 млн долларов. Можно было ожидать, что после такого невероятного успеха он купит целую цепочку островов и уедет отдыхать на несколько лет, однако Маска никогда не интересовали острова: он мечтал о космосе. Помимо амбициозной цели освоения межзвездного пространства в целом, были и более практичные проекты — в частности миниатюрная экспериментальная оранжерея на Марсе, которую Маск хотел назвать Mars Oasis, поскольку собирался выращивать там продовольственные культуры.

Однако космос всегда был монополией государства, и не только в США, а практически во всех странах. Тогда у Маска созрела невероятная идея: основать компанию, которая бы делала работу NASA, только лучше. Так в июне 2002 года на свет появилась Space Exploration Technologies Corporation, единственным инвестором которой в первые годы был Маск, рискнувший вложить в ее развитие личные 100 млн долларов. Сегодня компания известна во всем мире как SpaceX. Она ставит себе действительно глобальную цель: значительно сократить расходы на полеты в космос и открыть человечеству путь к колонизации Марса.

С самого начала Маск понимал, что главная задача — это не разобраться, как выйти на орбиту, а разобраться, как сделать это дешево. Маск даже приезжал в Россию, чтобы договориться о покупке ракет, но в итоге стороны не пришли к соглашению, так что SpaceX пришлось думать, как снизить затраты при производстве двигателей и систем администрирования и запуска. Маск, который, по его собственному признанию, изучил ракетостроение по книгам самостоятельно, взглянул на проблему с принципиально другой стороны: в то время как все инженеры прикладывают максимум усилий, чтобы сделать эффективными двигатели, Маск сосредоточился на том, чтобы выжать все возможное из первой ступени. И этот расчет оказался верным, ведь это один из самых дорогих элементов всей ракетно-космической транспортной системы, а его обычно утрачивают. Создание возвращаемой ступени с возможностью ее повторного и даже многократного использования позволила многократно сократить расходы: по оценкам SpaceX, один запуск обходится в среднем в 61 млн долларов — у NASA же эти цифры достигают 450 млн долларов.

GettyImages-494587915.jpg

Сегодня SpaceX — одно из самых узнаваемых имен в аэрокосмической промышленности. Это первая частная компания, которая когда-либо создавала и запускала свои собственные ракеты и космические капсулы на Международную космическую станцию, возвращала их на Землю и состыковывалась с МКС. Среди самых запоминающихся достижений SpaceX:

  • успешно запущенный, выведенный на орбиту и возвращенный на землю космический корабль Dragon (8 декабря 2010 года);

  • пристыковка первого в истории частного корабля к МКС (25 мая 2012 года);

  • первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года);

  • первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года);

  • первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года);

  • первый успешный запуск и посадка использованных ступеней сверхтяжелой Falcon Heavy, самой мощной из существующих сегодня ракет-носителей (6 февраля 2018 года);

  • запуск, стыковка с МКС, отстыковка и успешное приводнение первого частного пилотируемого корабля Dragon-2 (8 марта 2019 года).

По заявлению самого Маска, SpaceX намерена и дальше работать над тем, чтобы максимально сократить расходы на космические полеты: он пообещал, что в будущем один запуск будет обходиться не больше чем в 2 млн долларов. В таком случае, по сравнению с гигантами отрасли, SpaceX можно назвать практически лоукостером аэрокосмической индустрии.

Tesla и SolarCity

Практически одновременно со SpaceX появилась еще одна компания, основание которой принято ассоциировать с Илоном Маском, — Tesla Motors, сегодня известная как Tesla. На самом деле ее создали в июле 2003 года Мартин Эберхардом и Марк Тарпеннинг, а Маск был ключевым инвестором, к которому партнеры обратились еще на стадии запуска своего амбициозного стартапа. Илон Маск, который всегда стремился поддерживать идеи, приближающие будущее, охотно согласился инвестировать в многообещающий проект по производству электрокаров и занял место председателя совета директоров Tesla Motors.

Проблемы стали очевидны уже в самом начале: у Эберхарда и Тарпениннга было много идей и энтузиазма, но не хватало технической и научной базы. Очень многому им приходилось учиться с нуля и постигать основы автомобилестроения. В такой обстановке сроки выпуска первой модели затягивались, и у Маска, активно привлекавшего новых инвесторов и потенциальных покупателей, начали портиться отношения с Эберхардом. Помимо этого, Маска не устраивало, что СМИ называют его всего лишь инвестором: он настаивал, что был соучредителем Tesla Motors и принимал участие в разработке модели The Roadster.

Дело кончилось тем, что по настоянию совета директоров в 2007 году Эберхард подал в отставку и занял пост президента по технологиям. Руководство Tesla взял на себя Маск, который к тому моменту уже полностью погрузился в дела компании. Его жесткий, но эффективный стиль управления, а также новые финансовые вливания, позволили компании преодолеть многие трудности и даже выстоять во время экономического кризиса, когда о банкротстве заявляли такие гиганты индустрии, как General Motors.

Параллельно с разработкой электрокара Маск развивал идею доступной альтернативной энергии, ведь мало было представить модель автомобиля на аккумуляторе — нужно было придумать, где и как его можно будет зарядить. В 2006 году появилось дочернее предприятие Tesla — SolarCity, главной задачей которого стала установка солнечных энергосистем. Основали компанию братья Питер и Линдон Райв, а возглавил SolarCity их кузен — Илон Маск, которому и принадлежала идея проекта. Компания начинала с установки солнечных панелей на частных домах — оборудование предоставлялось в лизинг, а сегодня SolarCity — один из лидеров отрасли, обеспечивающий панелями и энергией объекты таких крупных организаций, как Walmart, Intel, eBay, и даже армию США. Кроме того, была разработана инфраструктура комплекса зарядных станций, где владельцы Tesla могли бы зарядить свои автомобили. Ценовая политика SolarCity несколько раз менялась, но в 2019 году Илон Маск вновь объявил, что владельцы премиальных моделей Tesla получают возможность пожизненной бесплатной зарядки своих автомобилей.

Hyperloop

GettyImages-1004136784.jpg

Еще один транспортный инновационный проект Илона Маска — правда, в отличие от Tesla, пока находящийся на стадии разработки, — Hyperloop. Эту концепцию вакуумного поезда сам Маск называет пятым видом транспорта после самолета, автомобиля, корабля и железных дорог. Идея создания Hyperloop похожа на историю появления SpaceX: Маска не устроил правительственный проект высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Маск решил, что сможет сделать лучше, быстрее, дешевле и эффективнее: добиться скорости в 480-1220 км/ч (в зависимости от рельефа), в то время как заявленные показатели государственного проекта не превышали 322 км/ч. Маск объявил, что California High-Speed Rail станет самой медленной и дорогостоящей среди всех скоростных железнодорожных магистралей мира и взялся за дело сам.

В 2012 году Маск поделился в своем интервью, что Hyperloop — расположенный на опорах надземный трубопровод, по которому будут ходить поезда на воздушной подушке, — позволит добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско (561 км по прямой) всего за 30 минут. Дорогу будет питать солнечная энергия, а транспортные капсулы будут двигаться с короткими интервалами, как в метро, поэтому пассажирам не нужно будет подстраиваться под расписание.

Идея Hyperloop звучит многообещающе и даже фантастически — примерно так же, как и планы Маска основать колонию на Марсе — однако первые шаги в реализации системы вакуумного поезда уже предпринимаются. На сегодняшний день построена испытательная трасса в Хоторне (1,5 км) и Лас-Вегасе (500 метров). Параллельно с этим возводится полигон в Тулузе (1,3 км), планируются эксплуатационные трассы длиной 10 км в Дубае и Тунжэне, прокладывается тоннель между Балтимором и Вашингтоном. В 2019 году в ходе студенческого соревнования Hyperloop pod competition был зарегистрирован новый рекорд скорости Hyperloop — 463 км/ч. Пока это, конечно, далеко от обещанных 1220 км/ч, однако уже гораздо больше, чем 322 км/ч по правительственному проекту. 

Хотя большинство проектов Илона Маска (за исключением программ SpaceX) сегодня кажутся невыполнимыми, а его планы по колонизации Марса звучат как сюжет из научной фантастики, Маска это не останавливает. В конце концов, посадка ступени ракеты-носителя тоже еще совсем недавно была недостижимой мечтой, но именно из космических амбиций визионеров и изобретателей, которых многие современники считают сумасшедшими, и создается будущее, а нереальное превращается в реальность.