История Mustang

Случайность это или закономерность, сказать нельзя, но среди многих моделей спортивных машин культовым стал именно Ford Mustang: с первого до шестого поколения автомобиль остаётся предметом обожания и пределом мечтаний множества людей. Модель вдохновила и героев программы «Турбодуэт» на Discovery Channel – Дага и Брэда ДеБерти: отец и сын создали уникальный кастом-автомобиль на базе Mustang для крупнейшего тюнинг-шоу мира SEMA.

От буревестника к мустангу: триумф менеджера

Презентацию первого серийного Ford Mustang 1964 года считают одной из самых удачных в истории автопрома, а своим появлением легенда обязана громкому провалу предыдущей модели – Edsel. Нужно было срочно спасать положение, и генеральный управляющий концерна Ли Якокка, будущий автор бестселлера «Карьера менеджера», вместе с командой дизайнеров, экономистов и маркетологов в марте 1964 года создал первый концепт Mustang. В автомобиле класса Pony Car легко угадываются черты фордовских люксовых машин Continental Mark II 1957 и Thunderbird 1954, а также элементы дизайна Maserati, Lincoln и Chevrolet. Интересно, что своё название и фигурку бегущей дикой лошади на радиаторной решётке культовый автомобиль получил в последний момент: его планировали назвать Cougar («Пантера»), но маркетологи Якокки решили, что семейства кошачьих в лице Jaguar для рынка достаточно.

Успех для Ford был не просто желателен, а необходим: автомобиль, который коллекционеры называют '64-1/2 Mustang, выпускали уже как модель 1965 года, ориентируясь на исследование рынка. В случае повторного, как с Edsel, провала, концерн мог бы обанкротиться, но Mustang не подвёл: после громкой мартовской презентации на телевидении к концу года было продано свыше четверти миллиона экземпляров. Конкуренты не дремали: уже в следующем году команде Якокки пришлось обновить внешний вид Mustang, чтобы обойти на рынке плимутовскую Barracuda. «Донором» во многом стал Ford Falcon Sprint — от него фастбэк-модели достались, в частности, двигатель и передняя подвеска. Заднюю инженеры сделали зависимой, тормоза – барабанными на всех колёсах, а в качестве опций предлагались вакуумный усилитель и гидроусилитель руля.

Mustang пока оставался «спорткаром для бедных»: комфортным и красивым, но не люксовым, однако продавался он успешно, и в Ford решились на дальнейшую модернизацию модели, полностью оправдавшей все надежды. В том же году были введены новые интерьерные опции: козырьки для защиты от солнца, часы и тахометр, цельное переднее сиденье, зеркало на дистанционном управлении, усовершенствованная подвеска и передние дисковые тормоза. Особым шиком считалась сине-белая модификация со скошенным кузовом и двигателем V8 мощностью 306 л/с: авторство Mustang Shelby GT350 принадлежит автоконструктору и гонщику Формулы-1 Кэрроллу Шелби, создавшему спустя два года GT500. К 1966 году производители предлагали уже более тридцати вариантов интерьера и цвета машины.

Mustang Shelby GT350

В 1969 году Mustang пережил глобальную модернизацию – длина увеличилась на 10 сантиметров, масса – более чем на полметра, а линейка разделилась на три версии: экономичную Е, дорогую Grande и Mach 1 с мотором мощностью 335 л/с. Начался и выпуск гоночной серии: первый Mustang Boss 302 создавали как конкурента Chevrolet Camaro Z28 для овальных треков Тrans Am, а Boss 429 с четырёхступенчатой трансмиссией, спойлерами и масляным радиатором – уже для серии NASCAR. В 1971—1973 годах потяжелевшие «Мустанги» не могли найти нишу – одни хотели видеть в них упрощённые агрессивные дрэгстеры, а другие – симпатичные семейные машины, но по факту они уже не были ни тем, ни другим. Свою лепту внёс и бензиновый кризис, что в конечном итоге привело к апгрейду – снова под руководством Якокки, ставшего президентом Ford Motors.

Эпохой Мustang II стали 1974-1978 годы, который отметились возвратом к классическим размерам и установкой экономичного четырёхцилиндрового двигателя Kent мощностью 86 л/с в базовой комплектации. Покупателям перемены понравились – было приобретено почти 400 тысяч автомобилей Мustang II, а в 1979 году появилось третье поколение на унифицированной Fox Platform с европейскими двигателями в базовой комплектации и большими V8 в топовой. В то время из-за энергетического кризиса на машины ставили самые слабые двигатели в истории Mustang – Ford Windsor 255 V8 мощностью всего 120 л/с. В 1987 году автомобиль отметился новым этапом рестайлинга, а в 1994 году – капитальной переделкой SN-95, ставшей маркером для отсчёта четвёртого поколения Ford Mustang.

Линейку двигателей предприятия модернизировали, а в 1998 году клиентам в первый и последний раз предложили комплектацию Sport с чёрным винилом на капоте и тройными раздельными задними фарами. К 1999 году дизайнерская платформа SN-95 оставалась актуальной, но концепция New Edge лишила модели плавности, характерной для классических авто этой марки. При этом базовая комплектация получила 4,6-литровый двигатель повышенной мощности и топливную магистраль постоянного давления, а в 1999 и 2004 годах модель отметила 35-летний и 40-летний юбилеи. К началу пятого поколения в линейку Mustang вернули Mach 1, на все модели Cobra поставили двигатели объёмом 4,6 литра с механическим нагнетателем Eaton. В 2004 году Ford Mustang обзавёлся новой платформой S-197 и стал походить внешне на себя самого образца 60-х.

Причина успеха Mustang во многом кроется в его лаконичном и элегантном дизайне: элементы силуэта классических авто можно заметить и у относительно демократичных Mercury и Chevrolet, и у люксовых Lincoln и Cadillac. Раритетные Mustang остаются мечтой для многих любителей машин: в этом смысле ничего не поменялось с тех пор, как в 1964 году команда Ли Якокки выставила презентационные «Загоны для Mustang» на футбольном поле Чикагского университета. К шестому поколению популярность Mustang не упала: в 2015 году концерн представил модели с тремя разными двигателями EcoBoost и расширенным списком опций, а в 2018 снова модернизировал модельный ряд и заявил о разработке Ford Mustang Cobra Jet, который сможет разогнаться до максимальной скорости в 240 км/ч за 8 секунд.

Wild Wild West: автопробег по экрану

Сложно найти машину, которая оставила бы такой же заметный след в культуре: даже те, кто совершенно не разбирается в автомобилях, знают, как выглядит Ford Mustang, и восхищаются им. По данным Forbes, он стал одним из десяти автомобилей, изменивших мир, вместе с сербской Zastava, «зелёным» гибридом Toyota Prius, Porsche 911 и Jeep Cherokee. У каждой машины в рейтинге есть свои отличительные черты, но ни одна из них так часто не фигурировала в кино, как снятый в полумиллионе фильмов Ford Mustang. На классическом авто 1965 года ездит Пол Шелдон, главный герой ленты «Мизери» по роману Кинга, светлый кабриолет Mustang Mach 1 снят в фильме об агенте 007 «Бриллианты навсегда», на Shelby GT500 в «Я – легенда» ездит по обезлюдевшему Нью-Йорку Уилл Смит, а Ford Mustang 1971 года по прозвищу Элеанор даже указан в титрах оригинальной ленты семидесятых «Угнать за 60 секунд» – и это лишь микроскопическая часть фильмов с участием легендарных маслкаров.

Неудержимую силу и дух свободы символизируют не только машины – достаточно вспомнить всемирно известную бронзовую скульптуру Роберта Глена «Мустанги Лас-Колинаса» в техасском Ирвинге, изображающую девять диких лошадей, которые мчатся по воде в окружении небоскрёбов. Не менее впечатляет и гигантский мустанг из стекловолокна в аэропорту Денвера – конь со светящимися красными глазами высотой почти в километр и весом 4 тонны, известный своим прозвищем «Голубой Люцифер» и тем фактом, что при создании скульптуры погиб её автор – Луис Хименес. Работу завершили члены семьи и постоянные помощники скульптора – Камилло Нуньес и Ричард Лавато, художники, расписывающие гоночные автомобили. Денверский мустанг, в отличие от фордовского, не бежит, а стоит – но при этом оставляет такое же неизгладимое впечатление, как знаменитый маскот на решетке радиатора.

Мустанги вдохновляют и самих гонщиков, и один из них – Брэд ДеБерти, герой проекта Discovery Channel «Турбодуэт». Вместе с отцом Дагом, известным мастером тюнинга, который занимается переделкой машин больше четверти века, Брэд делает уникальные авто, но не только ради собственного удовольствия. Младший ДеБерти живёт гонками, за плечами у него победы во многих чемпионатах и страшная авария, которая едва не перечеркнула карьеру, а впереди – мечта о кресле пилота NASCAR. Отец и сын вместе работают в мастерской, переделывая и продавая уже протюнингованные машины, чтобы это желание исполнилось, и очередным проектом турбодуэта стал именно Ford Mustang, который ДеБерти подготовили для SEMA – крупнейшего тюнинг-шоу в мире. Команда получила отличный шанс громко заявить о себе в мире тюнинга и заполучить новых клиентов, и новенький пятилитровый Ford Mustang GT 2018 модельного года им предоставил бесплатно сам производитель, однако все затраты на тюнинг легли на команду. ДеБерти сразу же отсканировали авто после получения и создали 3D-модель, облегчив себе работу над созданием обвеса: Даг и Брэд решили соединить в проекте классический маслкар-дизайн и последние разработки Ford.

Чтобы установить на заднюю ось гоночные колеса Mickey Thompson шириной 18 дюймов с изготовленными на заказ дисками Forgiato, ДеБерти заказали новую независимую заднюю подвеску производства Watson Racing – с другими рычагами, амортизаторами и пружинами H&R Performance. Расширители колёсных арок дополнили обвес TS Designs со стильным антикрылом на багажнике Air Design, также был изготовлен новый капот: над его дизайном поработали Брэд и Ice Ninу. Кроме того, у машины появились LED-фары Bullseye Retro custom с изменяемым цветом и мощнейшая аудиосистему Kicker, из-за которой пришлось убрать задние сиденья и запасное колесо. Двигатель форсировали до 750 л/с за счёт установки Roush Supercharger и новой выхлопной системы Borla, а заводские тормоза сменили на более производительные Ford Performance. Члены команды сварили гоночный каркас безопасности, изготовили новую кастомную решетку радиатора авторства старшего ДеБерти, в салоне установили карбоновые элементы и гоночные сиденья-ковши. Не обошлось и без перекрашивания: команда работала в сжатые сроки, но внимание было уделено каждой мельчайшей детали. Машина вышла впечатляющей для зрителей, но удалось ли Брэду и Дагу удивить коллег на тюнинговом шоу мирового класса – узнаете на Discovery Channel в программе «Турбодуэт» в ХХХ.

Поделиться с друзьями