Jeep против Scout

Слово «джип» стало нарицательным, как ксерокс и скотч, но Jeep – далеко не единственная марка авто с высоким клиренсом и мощными колёсами родом из США, созданная специально для бездорожья. Одним из самых заметных его конкурентов стал Scout – легендарный американский внедорожник, который из лучшего друга фермеров превратился в предмет гордости коллекционеров. Найти такое авто мало – его нужно привести в порядок, и это под силу только экспертам: таким, как команда программы «Крутой вираж Аарона Кауфмана» на Discovery Channel.

Как говорила Катарина: универсальный солдат

На самом деле внедорожник – это спецтехника вроде карьерного самосвала, которой въезд на дорогу закрыт, а машины повышенной проходимости предпочтительнее называть allroad – «вседорожники», а не «джипы». На такой терминологии настаивает Chrysler Group LLC - производитель Jeep, недовольный путаницей и бесплатным использованием своей торговой марки. Кроме очевидного, замечание справедливо ещё и потому, что джипами в обиходе называют все машины класса SUV, которые «произошли» от Chevrolet Blazer 1969 года. Характеристики у них, конечно, разнятся, но битва за терминологию – не самая большая проблема: гораздо больше производителям джипов пришлось понервничать из-за International Harvester (IH). Противостояние уникально тем, что обе компании в отличие от большинства конкурентов выпускали только внедорожники, пренебрегая остальными типами «гражданских» машин. В 1961 году IH презентовала Scout, объявила его альтернативой Jeep и фактически вытащила счастливый билет – на 60-е пришёлся пик популярности внедорожников, а добротный и лаконичный автомобиль идеально отвечал требованиям клиентов IH. Это была всё та же техника для фермеров – но не только для работы, а ещё и для отдыха.

Основной конкурент Scout не собирался уступать рынок без боя – к 1961 году Jeep уже мог похвастаться богатым опытом и уникальными разработками. Прототип джипа, Bantam BRC, создали в 1940 году для армии на фирме American Bantam, а доработкой занялись Willys-Overland и Ford Motor Co, которые и получили заказ. По одной из версий слово «джип» стало популярным после статьи журналистки Катарины Хилльер в Washington Post, сделавшей армейское прозвище Ford GPW и Jeep Willys MB достоянием общественности. Как бы то ни было, модели действительно закрепили за собой это наименование за годы Второй мировой войны – и только в СССР, получившем по ленд-лизу больше 52 тысяч авто, их упорно называли «виллисами». После войны Willys-Overland модифицировала свои авто в серию гражданских внедорожников CJ (Civilian Jeep), назвав «первенца» CJ1A, а к 1950 году смогла закрепить за собой марку Jeep и создать первый в истории автопроизводства гражданский микроавтобус – предка легендарной модели Grand Cherokee. В 1953 году Willys-Overland слилась с фирмой Kaiser Motors, и объединенная компания получила название Willys Motors Incorporated.

Место под Sotheby's: от хита к раритету

К началу 60-х на стороне Jeep был многолетний опыт в производстве внедорожников, а на стороне Scout – новизна предложения и доверие клиентов, привыкших к проверенному качеству комбайнов и тракторов. В 1961 году флагманом CJ, ключевой серии Jeep, был многоместный Station Wagon. Дела шли хорошо, но конкуренты из International Harvester напирали, и Willys Motors Inc. пришлось срочно принять меры. В 1962 году фирма презентовала Jeep Wagoneer: первый на рынке грузопассажирский автомобиль с трёхступенчатой АКПП и Tornado – на тот момент единственным в США двигателем с верхним распределительным валом собственного производства. Машина существовала в двух вариантах – полноприводная и заднеприводная. Через год после выпуска первой модели Willys Motors Inc. сменила название на Kaiser Jeep, а у Wagoneer появился двигатель V8 Vigilante на 250 л/с – для того времени самый мощный в классе внедорожников.

Успех первых Scout 80 подстегнул работу в IH: фирма тут же предложила владельцам своих внедорожников автодома-кемперы, а после того, как было выпущено сто тысяч Scout, вышла ограниченная рекламная серия красно-белых Red Carpet Series Scout в 3000 экземпляров. В 1965 году был выпущен Scout 800, который успешно продержался на рынке три года: новую модель с апгрейдом приборной панели оснастили комфортными вогнутыми сиденьями, системой отопления и 4-цилиндровым двигателем Comanche 152 мощностью 93 л/с. Дилеры Jeep не остались в долгу и в том же году презентовали новый Super Wagoneer, который впоследствии получил автоматическую трансмиссию. Всего год спустя IH уже предложил клиентам Scout 800 Sportop в двух версиях – со стеклотканевым верхом и мягкой крышей.

Хотя двигатели International Harvester по мощности проигрывали моторам Willys Motors Inc., её доступные по цене, надёжные и удачные с точки зрения дизайна внедорожники пользовались большой популярностью и в Америке, и за её пределами. Звёздным часом стал выпуск Scout 800А – модель 1968 года с повышенным по сравнению со Scout 800 уровнем комфорта, обновлённой трансмиссией и разными вариантами двигателей – V8 266 и V8 304. Пикап Light Line, кабриолет Sportop, синий Aristocrat с виниловым салоном и багажником на крыше – пока International Harvester предлагала всё это разнообразие, инженеры Jeep были вынуждены взять небольшую паузу в разработках.

Причина заключалась в том, что через год после выпуска Scout 800А производители джипов пережили очередной переворот: компания Willys Motors Inc. передала заводы внедорожников American Motors Co (АМС в 1987 году поглотил концерн Chrysler, который в 2014 стал частью Fiat). Между тем International Harvester пришла к началу 70-х в полном расцвете сил: на предприятиях, где работали больше 100 тысяч человек, выпускали пикапы, грузовики, лесозаготовительную и сельскохозяйственную технику. Последней моделью серии 800 стал внедорожник 800B, в 1971 году заменённый на Scout II. Продажи шли успешно, но только до конца 70-х: после объявления о премии почти в два миллиона долларов для президента IH рабочие устроили забастовку на полгода, которую компания не пережила. Последние модификации, Traveler и Terra, ушли с дорог в аукционные каталоги, остаточные активы International Harvester были проданы в 1984 году, а в 1986 компания, собрав силы, реорганизовалась как Navistar International и по сей день работает под таким названием.

Далше: крутой вираж на внедорожнике

Пока International Harvester терпела убытки на 600 миллионов долларов, производители Jeep оставались на плаву: гражданский полноприводный джип CJ5 выпускался с 1954 по 1983 год, а в серии J (Wagoneer и Super Wagoneer) появился двигатель на 8 цилиндров, который в 1973 году дополнила трансмиссия Quadro Track. После объединения Kaiser Jeep с AМС первым значительным прорывом стал новичок J-серии Jeep Cherokee – самый популярный из всех джипов. Прославился и автобус International Harvester под названием «Далше» (Furthur): именно на нём в середине 60-х передвигалась неформальная коммуна Merry Pranksters – переходное звено между битниками и хиппи под руководством Кена Кизи, автора культовой книги «Над кукушкиным гнездом».

Несмотря на яростную конкуренцию длиной почти в 20 лет, сложно переоценить вклад Scout и Jeep и в автомобилестроение, и в культуру разных стран: достаточно вспомнить жёлтые школьные автобусы International Harvester, свидетельство благополучной жизни в 90-е в виде Grand Cherokee, поездки американской молодёжи на отцовских машинах с рамой над кузовом, трофи-гонки, которые собирают миллионы поклонников по всему миру, зарождение SUV и волну русских внедорожников, вдохновлённых военными «виллисами». Не удивительно, что водители оценили allroad-машины по достоинству, но они не одиноки – есть и коллекционеры, которым эстетические качества винтажных джипов и «скаутов» так же важны, как то, что у них под капотом.

Новые Jeep продолжают выпускать, а вот купить модели International Harvester Scout можно только с рук – например, цена на авто 1971 года колеблется в пределах $4600-4800 в зависимости от состояния машины. Как правило, её нужно приводить в порядок, и есть разные пути: искать запчасти на сайтах вроде ebay или переделывать всё полностью, создавая уникальный экземпляр на базе классической модели. Именно так поступил со Scout 1971 года гениальный автомеханик из Gas Monkey Аарон Кауфман: кастомайзер, прославившийся благодаря программе «Быстрые и громкие», вернулся на Discovery Channel с новой программой, собрав в Техасе команду лучших специалистов. Аарон хочет исполнить свою мечту – создать мастерскую Arclight Fabrication, чтобы разрабатывать инновационные инженерные решения и делать уникальные машины.

Первый же автомобиль стал для Кауфмана и его ребят вызовом: благодаря своим связям в Техасе Аарон нашёл Scout Comanche 4X4 1971 года с крепким корпусом, который он хочет превратить в несокрушимый гоночный внедорожник Arclight Ultra 4500. Один из главных плюсов найденной машины – почти полное отсутствие ржавчины по сравнению с многими машинами-ровесниками: на ее очистке команда значительно сэкономила время, но этот бонус – капля в море по сравнению с тем, что было сделано позже. Аарон и его механики очистили и загрунтовали кузов, переварили арки под большие колёса и усилили раму, подготовили кастомную подушку для нового форсированного двигателя с усовершенствованной системой охлаждения и заменили старые амортизаторы, пружины и рычаги на современную внедорожную подвеску. Кроме того, команда Кауфмана привела в порядок салон, установила на внедорожнике каркас безопасности и спортивные сидения-ковши, новую коробку передач и карданный вал, чтобы машина выдерживала повышенные нагрузки. Проводку полностью обновили, а бензобак перенесли назад, проложив новую топливную магистраль – более производительные насосы и усиленные трубки.

Команде Кауфмана помогали знаток марки International Scout Джим Аллен и один из лучших в мире гонщиков Брайан Тилтон, владелец производства 4 x 4 Outlet в Северной Калифорнии. Чтобы создать внедорожник, нужна высокая производительность и прочность, которые позволят автомобилю выдержать испытание треком – и с помощью Брайана, который дал Аарону проехать на Ultra 4 на экстремальном внедорожном треке, Кауфман понял, что на своей машине ему нужно переделать подвеску и шасси. Финальная окраска кузова, установка на раму, сборка мелких деталей – и Scout в новом обличье готов к испытаниям. Для Arclight Ultra 4500 настало время главного момента в кастомайзинге – тест-драйв, и провести его предстоит в самых экстремальных условиях, какие только можно придумать: снег и речные пороги, валуны, карьеры и пустынная гонка.

Поделиться с друзьями