Океан переходит в наступление

Пока ученые спорят о том, что такое глобальное потепление – циклическое природное явление или процесс, который запущен деятельностью человека в XX-XXI веках, мы стоим перед неоспоримым фактом: уровень Мирового океана повышается, и, возможно, с ускорением. Согласно докладу, опубликованному научным журналом The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), составленному на основе спутниковых наблюдений за последние 25 лет, к концу столетия уровень моря может стать выше на 66 см. В результате города, которые находятся ниже или незначительно выше этой линии, возможно, будут полностью затоплены. В программе «Тонущие города» на Discovery Channel рассказывается о главных кандидатах на исчезновение под водой, в число которых входят Майами и Лондон. Как в этих и других городах люди пытаются дать отпор океану в настоящее время, что там происходило в прошлом и каковы перспективы на будущее, предлагаем взглянуть на трех примерах – из Америки, Европы и Азии.

Майами: вода под ногами

Майами – один из главных кандидатов на затопление на нашей планете. Несмотря на то, что это место ассоциируется с земным раем, и участки земли там стоят недешево, в не столь отдаленном будущем фешенебельный курортный город может уйти под воду. Так уж случилось, что Майами не повезло сразу по нескольким показателями. Во-первых, его высота над уровнем моря составляет, по разным данным, от полуметра до двух метров. Во-вторых, город стоит на пористом известняке, который впитывает влагу как губка. Иными словами, вода наступает со всех сторон – с неба в виде обильных дождей, с моря из-за приливов и штормов и снизу, когда вода ищет выхода на поверхность. И в-третьих, Майами то и дело оказывается на пути ураганов, которым уже приходилось сносить его под основание.

Если сходятся несколько факторов одновременно, последствия становятся катастрофическими. Так случилось в 1926 году, когда на Майами налетел ураган, впоследствии названный Великим Майамским. Ветер дул со скоростью выше 200 км/ час, а высота волн превосходила 3,5 м. При этом город был не готов к катаклизму – из-за слишком большой скорости ветра его жители оказались застигнутыми врасплох. Те здания, которые устояли против ветра, затапливало водой. В итоге Майами превратился в руины, а более 5000 человек погибли. Город погрузился в глубокий экономический кризис – потери превышали 700 млн долларов, – поэтому считается, что в Майами Великая депрессия началась на три года раньше, чем в остальных регионах США.

В 1992 году случилась катастрофа сопоставимого масштаба – ураган «Эндрю» снова сдул и затопил Майами. Скорость ветра на этот раз достигала 265 км/ч, а ущерб составил 26 млрд долларов – рекордные показатели для потерь от природного бедствия на тот момент.

Не так давно, в 2017 году ураган «Ирма» грозил повторением катастрофы 1926 года – не случайно в США он получил прозвище «Ирмагеддон». Губернатор штата Флорида отдал распоряжение эвакуировать около полумиллиона человек из прибрежных населенных пунктов, и в первую очередь из Майами.

Никто не гарантирует, что подобные катаклизмы не будут повторяться – более того, климатологи считают, что раз за разом будут наступать все более грозные ураганы и наводнения. Но даже и без ураганов океан постоянно угрожает городу. Сегодня местных жителей не удивить затопленным подвалом и гаражом – уровень воды год за годом становится все выше. Предполагается, что к 2100 году город опустится на 80 – 155 см, то есть, по всей вероятности, будет ниже уровня моря. Если за восемь лет 1998 по 2005 гг., по данным Университета Майами, уровень моря повышался в среднем на 3 мм в год, а в городе случилось 16 наводнений, то за следующие восемь лет, с 2006 по 2013 гг. скорость составляла 9 мм в год и выше, а количество наводнений составило 33, то есть увеличилось более чем вдвое.

Но даже если наводнений не происходит, наступление океана чревато разрушительными последствиями для городской инфраструктуры. На юге Флориды почти 90% пресной воды добывается из-под земли, но соленая морская вода, проникая через пористый известняк в подземные резервуары, делает их непригодными для использования. Кроме того, этого наступления может не выдержать канализация, постоянно подвергающаяся агрессивному воздействию соли. Еще одна проблема – эрозия пляжей: песчаные дюны, которые служат естественным препятствием от воды, становятся все ниже.

В настоящее время в городе борются с угрожающей ему водой тремя основными способами. Во-первых, это реконструкция канализации и дождевых стоков, во-вторых – установка на улицах и в зданиях насосов, откачивающих воду, и в-третьих – искусственный подъем городских улиц. Уже сделанные инвестиции измеряются в сотнях миллионах долларов, а запланированные на будущее – в миллиардах.

Шанхай: губки на крыше

Уже само название Шанхая говорит о непростых взаимоотношениях города и моря. Второй иероглиф в названии 上海 обозначает море, а вот первый – это «верх» в самом широком смысле. Отсюда появляются самые разные трактовки, самая распространенная из которых – «выступающий (или возвышающийся) над морем». Однако, откровенно говоря, Шанхай над морем не особенно-то и возвышается – всего на четыре метра. И в ближайшем будущем с учетом постоянно повышающегося уровня воды в Мировом океане, и этих четырех метров может не стать. Несколько лет назад один из крупнейших университетов Великобритании, Университет Лидса, в ходе которого ученые проанализировали уязвимость ряда крупных прибрежных городов к наводнениям. В результате Шанхай оказался самым уязвимым из всех населенных пунктов, охваченных исследованием – это не значит, что риск наводнений в этом месте выше, чем в других прибрежных городах, но говорит о том, что последствия от крупного катаклизма подобного рода в Шанхае будут особенно катастрофичными. Его население составляет около 24 млн человек, в городе нет надежной защиты против наводнений и мало убежищ на случай катаклизма. Мало того, что море поднимается – под тяжестью зданий проседает и грунт – на смену хижинам пришли небоскребы. Все это, вместе взятое, может привести к весьма печальным последствиям.

Впрочем, наводнения в Шанхае – не то чтобы явление из ряда вон выходящее, вода наступает на город еще с тех времен, когда он был маленькой рыбацкой деревней. В XVI веке вокруг Шанхая, ставшему к тому времени одним из крупнейших портов Юго-Восточной Азии, была построена стена-дамба для защиты как от воды, так и от пиратов, то и дело совершавших набеги. Стена высотой 8 метров и длиной около 4,5 км охватывала город кольцом. К XVIII веку, когда город разросся, вдоль береговой линии шла стена протяженностью уже около 33 метров – примерно 4-х метровый ее участок, сохранившийся до наших дней, входит в городской список национального культурного наследия.

Но защищаться нужно не только от моря – разливы реки Янцзы тоже способны наделать дел. При сильных ливнях, – а муссонные дожди здесь нормальное явление, – она выходит из берегов и затапливает все вокруг на километры. Так, в 1911 году в результате такого разлива Янцзы в Шанхае и близлежащих городах утонуло около 100 000 человек, а еще столько же погибло от голода и рук мародеров.

В этом году на Шанхай обрушилось два тропических шторма подряд – сначала это был тропический шторм «Джондари», а вслед за ним пришел его собрат «Румбия», что вызвало разливы реки, подъем уровня моря, штормы и наводнения. Было эвакуировано в общей сложности около 200 000 человек, пришлось приостановить судоходное, воздушное и железнодорожное сообщение.

Учитывая регулярность наводнений, которые случаются практически ежегодно, отличаясь лишь интенсивностью, в Китае ищут меры, которые помогли бы если не справиться с проблемой раз и навсегда, но хотя бы позволить городу избежать разрушительного потопа. Один из инновационных проектов, который с этой целью начали внедрять в Шанхае в прошлом году, получил название Sponge City: в его рамках здания оснащаются дренажной системой, призванной впитывать воду. Вода, попадающая на крыши таких домов, уже не стекает вниз, а остается наверху – для этого нужно постелить дренаж толщиной около 7-8 см. На этот проект возлагаются большие надежды, ведь самые сильные наводнения здесь случаются из-за воды, которая падает с неба, а не приходит непосредственно с моря. Кстати говоря, на основе этого дренажа планируется делать своего рода высотные клумбы и газоны, что позволит не только отвести лишнюю влагу, но и озеленить город. Предполагается, что к 2020 году подобным дренажом будут оснащены до 80% городских сооружений.

Лондон: Темза, сэр!

Несмотря на то, что Лондон построен не на морском побережье, этот город – тоже один из первоочередных кандидатов на затопление. Он расположен в устье Темзы, которая то и дело выходит из берегов, и не далее как в этом году река снова показала свой характер – ее разливы и сильные дожди затопили не только столицу Великобритании, но и весь юг страны.

Сильные наводнения случались и раньше – одно из самых разрушительных случилось в начале января 1928 года: причиной послужили сильный снегопад и штормовой прилив воды из моря. Путь воде облегчили строительные работы: с 1909 года в Лондонском порту углублялось дно, чтобы в него могли заходить морские суда. Уровень воды на улицах превышал метр, залило метро, подвалы, первые этажи зданий, более 4000 человек остались без жилья, а 14 человек утонули в своих домах. После этого наводнения восстановительные работы продолжались несколько лет.

Еще одно сопоставимое по силе наводнение случилось в 1953 году – тогда оно охватило не только Великобританию, но и другие страны бассейна Северного моря. Однако власти Лондона не спешили строить защитные сооружения – пришлось бы значительно уменьшить пропускную способность порта, что снизило бы прибыли в городскую казну. В итоге только в 1972 году было принято решение о строительстве так называемого барьера Темзы, которое началось в 1974 году и завершилось в 1984. Эта разводная конструкция состоит из 10 стальных ворот, способных полностью перекрыть реку. В «спокойное» время они лежат в Темзе – шесть центральных на дне, и четыре боковых у поверхности, – не мешая проходу судов, но когда требуется, их поднимают, и они становятся преградой на пути потока.

Когда барьер строился, ожидалось, что он будет использоваться 2-3 раза в год, но сейчас его приходится поднимать 6-7 раз в год, что говорит о все более мощном наступлении стихии. Изначально рассчитывалось, что он прослужит до 2020 – 2030 года, но по современным оценкам он способен выдержать как минимум до 2060 года. Что будет потом – сложно сказать, поскольку одни специалисты грозят Лондону потопом к тому времени, а другие считают, что даже если уровень океана поднимется, это не приведет к катастрофе. Так, в этом году был опубликован доклад международной благотворительной организации «Христианская помощь», где говорилось, что Лондон будет затоплен, если глобальная температура повысится на 1,5 градуса, а уровень воды – на 40 см. Однако научный руководитель Гидрометцентра в октябре этого года в ответ на это заявление сказал, что многочисленные исследования, проведенные в разных странах мира, показывают, что даже если температура и повысится на 1,5 градуса, то катастрофы все равно не произойдет.

Так или иначе, вода все равно не дает жителям Лондона, да и всей островной Великобритании спать спокойно, и на Discovery Channel вышла программа «Тонущие города», чтобы показать не только британцам, но и всему миру, возможные последствия глобального потепления. Программа рассказывает о городах, которым затопление грозит в первую очередь, и представляет решения – уже реализуемые или пока еще гипотетические – которые помогли бы предотвратить новый всемирный потоп.