Роскосмос 2019: чего добилась российская космонавтика за год, и что ее ждет

Этот год был насыщенным для российской космонавтики: изучение обстоятельств прошлогодней аварии корабля «Союз МС-10», научная гонка с США и усиленная работа над строительством космодрома «Восточный» параллельно с более чем двадцатью успешными запусками ракет. Несмотря на обилие работы, «Роскосмос» успел запатентовать несколько технических разработок и завершить сборку двигателя для новейшей ракеты-носителя «Иртыш». Об этих и других итогах года Федерального космического агентства – в нашем материале.

Научные разработки

Прошедший год для «Роскосмоса» выдался богатым на патенты. Так, госкорпорация запатентовала проект спутника, который способен саморазлагаться в космосе. В случае окончания сроков эксплуатации или поломки «спутник-самоубийца» будет получать с Земли сигнал на самоуничтожение. Под воздействием факторов окружающей среды аппарат сможет «испариться», освободив место на орбите и уменьшив количество космического мусора. Он, кстати, по подсчетам «Роскосмоса», через 100-200 лет может стать причиной прекращения развития космической деятельности из-за заполнения околоземной орбиты техникой. Предполагается, что спутник будут изготавливать из специального материала, который может переходить из твердого в газообразное состояние при нагревании. Чтобы спутник не разрушился раньше времени, его планируют покрывать особой пленкой.

Кроме того, госкорпорация также запатентовала способ маскировки спутников с помощью рассеивающей свет воздушно-пупырчатой пленки, которой их будут покрывать. Благодаря разработке аппараты будут скрыты от оптических средств наблюдения, а их видимость с Земли снизится в 10 и более раз. Маскировка спутников может быть полезной в военных целях, чтобы скрыть от наблюдателей маневры спутников на орбите.

GettyImages-637416944.jpg

В рамках спутниковых разработок объединение зарегистрировало патент на систему защиты спутников от ударов частиц космического мусора. Проект подразумевает создание двухслойного защитного экрана из алюминия, стали или меди со множеством конусообразных элементов на поверхности и композитным материалом между ними. При ударе частица должна разлететься на мелкие кусочки и благодаря конусам изменить направление движения. Новый экран должен стать на 10% легче стандартного, что удешевит выведение спутника на орбиту.

Для мониторинга ракет был также придуман способ контроля их состояния с помощью беспроводных сенсорных датчиков по протоколу ZigBee, который используют многие производители устройств «умного» дома. Систему можно использовать на любой космической технике и перевозить любым транспортом. Комплект состоит из вычислительного навигационно-телекоммуникационного модуля, координирующего работу датчиков, а также самих датчиков — термометров, барометров, акселерометров, ИК-датчиков, ультразвуковых датчиков, датчиков горючих смесей и влажности.

Двигатели российской космонавтики

Новейшие разработки «Роскосмоса» также затрагивают производство двигателей для космических аппаратов. Так, корпорация получила патент на схему двигателя для воздушно-космического самолета, способного кратковременно летать со сверхзвуковой скоростью. Проект подразумевает создание комбинированного двигателя с возможностями воздушно-реактивной силовой установки и жидкостного ракетного двигателя. Его можно будет устанавливать в самолете, способном летать на гиперзвуковой скорости, или в авиационно-космической системе горизонтального старта. Скорость такого воздушного судна сможет достигать шести Махов (7159 км/ч).

В начале года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объявил о завершении сборки двигателя РД-171МВ для новейшей ракеты-носителя среднего класса «Союз-5», которая также имеет название «Иртыш». Рогозин уверяет: по мощности двигателю «нет равных в мире». Его собрали на дочернем предприятии «Роскосмоса» «НПО Энергомаш», которое занимается разработкой и производством ракетных двигателей первой ступени для российских и зарубежных ракет-носителей космического назначения. При конструировании РД-171МВ впервые в истории отрасли использовали цифровое проектирование и производство. Ранее сообщалось, что новый двигатель будет создаваться на базе РД-171М, и на его модернизацию до РД-171МВ планировалось потратить около 7 млрд рублей. В сентябре «Энергомаш» запустил серийное производство РД-171МВ.

«Союз-5» - двухступенчатая ракета, способная выводить на орбиту грузы весом до 17 тонн. Первый пуск планируется провести со стартового комплекса на космодроме Байконур в 2022 году.

GettyImages-1156971878.jpg

Помимо этого, в июне этого года «Роскосмос» также впервые заказал производство ракеты-носителя «Ангара-1.2», с помощью которой планируется отправить на орбиту три спутника связи «Гонец-М». Ракета должна быть изготовлена к середине октября 2021 года, а начальная цена закупки составляет 2,028 млрд рублей. Основная задача этих ракет – выведение тяжелых космических аппаратов (спутников связи, метеоспутников, космических аппаратов Минобороны) на высокоэнергетические орбиты  и на траектории полетов к Луне.

Сотрудничество с зарубежными коллегами

Не секрет, что российские производители обеспечивают двигателями и американских заказчиков. Всего за минувший год «Энергомаш» отправил в США шесть ракетных двигателей РД-180: три в июне и еще три в конце октября. Двигатели РД-181 и РД-180 применяются на ракетах Antares, Atlas-3 и Atlas-5 для отправки в космос военных спутников и исследовательских станций. Россия начала поставлять США РД-180 в январе 1999 года и с тех пор продала американцам 116 таких двигателей.

В числе новых договоров с американскими коллегами – контракт на полет двух туристов к Международной космической станции до конца 2021 года, заключенный между «Роскосмосом» и компанией Space Adventures. Планируется отправить на МКС двух непрофессиональных космонавтов на корабле «Союз МС», над созданием которого сейчас работают российские специалисты. Предполагается, что космические туристы смогут повторить маршрут Юрия Гагарина и один раз облететь полностью Землю.

Помимо американцев воспользоваться российскими двигателями в этом году решили и Объединенные Арабские Эмираты. В конце ноября стало известно, что запуск их спутника оптической разведки Falcon Eye 2 произойдет не на европейской ракете Vega, а на российском носителе «Союз-СТ». Запуск аппарата с космодрома Куру запланирован на февраль-март 2020 года.

Это не единственный пример сотрудничества России и ОАЭ в сфере космонавтики. В сентябре при помощи «Союза» на борт МКС был доставлен первый космонавт из ОАЭ Хазза аль-Мансури.

GettyImages-1170721347 (1).jpg

Планы на будущее и перспективы

К нынешнему моменту в 2019 году «Роскосмос» осуществил 24 успешных запуска ракет космического назначения. На следующий год запланировано еще 20 пусков ракеты-носителя «Союз», пять из которых должны отправиться в космос с космодрома «Восточный». С 2016 года оттуда было запущено три ракеты «Союз-2.1а» и две - «Союз-2.1б».

«Восточный» – первый российский гражданский космодром – планируется полностью сдать к 2028 году. Космодром  начали строить в 2011 году, чтобы обеспечить независимый доступ в космос, сократить затраты на аренду и обслуживание Байконура и улучшить экономическую обстановку в Амурской области. Преимущества «Восточного» в том, что начальный участок траектории полета ракеты не будет проходить над густонаселенными районами России и над территориями других государств, а районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселенных районах и или в нейтральных водах.

GettyImages-1188808623.jpg

В мае этого года на космодроме началось строительство стартового комплекса с одной пусковой установкой, позволяющей производить до десяти пусков ракет «Ангара» в год. Строительные работы планируется завершить к концу 2022 года, чтобы в 2023-м уже произвести первый пуск.

За ближайшие несколько лет в городе Циолковском, рядом с которым расположен «Восточный», также планируется построить постоянное жилье для растущего количества работников космодрома, которые пока проживают во временных общежитиях, возведенных для вахтовой работы.

Помимо развития деятельности на Земле корпорация имеет и далеко идущие планы по освоению Луны. Так, в настоящее время «ЦНИИмаш» и РАН разрабатывают план по строительству научной лунной базы на Южном полюсе Луны. Кроме того, глава «Роскосмоса» недавно заявил о планах по созданию так называемого «лифта» для доставки к Луне коммерческих грузов.

2019 год оказался продуктивным для российской космонавтики, но впереди ее ждет еще больше масштабных проектов. На следующий год запланировано продолжение работы над космодромом «Восточный», два десятка запусков ракет, новые поставки двигателей зарубежным коллегам, а также реализация множества технологических разработок.



Поделиться с друзьями