В 1978 году в Екатеринбурге родился Сергей Кофанов — чемпион России по альпинизму, самый молодой российский покоритель Эвереста. В мае 2007 года во время своего второго восхождения на Эверест Сергей спас умирающего итальянского альпиниста, в одиночку спустив его с 8300 метров до палаточного лагеря и потратив на это 9 часов. Этот случай стал действительно беспрецедентным, ведь для спасения человека нередко требуется целая команда опытных спасателей. Проект Discovery Channel «Спасатели Эвереста» рассказывает, с какими рисками сталкиваются альпинисты в зоне смерти и как работают вертолетчики на самой высокой точке планеты.

Невидимые миру риски

Прежде чем начать свой путь на Эверест, каждый альпинист подписывает документ, подтверждающий, что он понимает смертельный риск восхождения и идет на него сознательно. При этом, с точки зрения технической сложности, Эверест не самая трудная для покорения вершина: главную опасность здесь представляют не лавины, не отвесные скалы и даже не экстремальные температуры. Чем выше в горы — тем меньше в воздухе содержание кислорода. Если до определенной отметки организм успешно справляется с изменяющимися условиями (при условии постепенной грамотной акклиматизации), то после отметки 7000 метров механизмы адаптации значительно ослабевают.

Высота 8000 метров — это тот рубеж, после которого начинается так называемая зона смерти. С каждым шагом горная болезнь дает о себе знать все отчетливее: среди её проявлений — невероятная усталость, общее физическое истощение, нарушение пищеварения и мозгового кровообращения, головные боли, бессонница, безучастность к происходящему. Кислорода в воздухе здесь так мало, что альпинисту на один шаг требуется 15 вдохов, а завязать шнурки или сделать глоток чая становится сверхзадачей, на выполнение которой уходят минуты. Именно поэтому многие альпинисты, успешно преодолевшие многодневные подъемы по отвесным скалам, справившиеся с экстремальными температурами и невероятными физическими нагрузками, погибают всего в нескольких сотнях метрах от заветной вершины. Преодолеть самый опасный участок Эвереста помогают кислородные баллоны, однако среди альпинистов немало тех, кто считает их использование допингом и намеренно отказывается от них.

Как на себя самого — положись на него

Очень часто на спасение попавшего в беду альпиниста есть всего несколько часов — а то и меньше. В таких условиях необходима экстренная эвакуация вертолетом. Впрочем, долгое время считалось, что предельная высота их подъема составляет 6000 метров, поскольку в разреженном воздухе лопасти просто не смогут создать опорную подушку нужной плотности. И только после того, как в мае 2005 года французский пилот Дидье Дельсаль дважды приземлился на отметке 8848 метров, на Эвересте стали активно развиваться вертолетно-спасательные работы. Постепенно пилоты отодвигают все дальше и дальше представления о границе возможного: так, в 2013 году Маурицио Фолини спас с высоты 7800 метров альпиниста, полностью обессилевшего после покорения вершины. Конечно, для таких работ подойдет далеко не каждая машина: вертолет должен быть модифицирован и приспособлен специально для полетов на экстремальной высоте.

Пилоты также проходят самый строгий отбор, поскольку не все специалисты могут работать на Эвересте. У тех, кто претендует на место в команде спасателей, должен быть определенный уровень не только профессиональной подготовки, но и допуска, поскольку в горах риски возрастают с каждым набранным метром. Так, например, по словам героя проекта «Спасатели Эвереста» Лоренца Нуфера, если пилот попал в облако и потерял визуальные ориентиры — это катастрофа: шанс выбраться у него составляет менее 1%. Поэтому очень важна и психоэмоциональная устойчивость пилота: он должен сохранять спокойствие и хладнокровие там, где царит хаос и паника, и принимать правильные решения в экстремально короткие сроки.

Поделиться с друзьями