В-12, Ми-12, «Гомер», «изделие 65» — у главного детища конструктора Михаила Миля много имен. Еще больше у него мировых рекордов, некоторые из которых не побиты и сегодня. Самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, когда-либо созданный человечеством, был одним из самых новаторских проектов своего времени и, пожалуй, одним из самых амбициозных за всю историю советской авиации. Как и для чего создавался вертолет В-12 — рассказывает программа Discovery Channel «Техногеника», посвященная грандиозным достижениям советской и российской инженерной мысли.

Лётные условия Холодной войны

60-е годы XX века ознаменовались новым витком Холодной войны и гонки вооружений. В СССР активно создавались ракетные войска стратегического назначения как новый вид Вооруженных сил страны. Базы для развертывания межконтинентальных баллистических ракет строились в дали от железных дорог и аэродромов — чтобы потенциальный противник не смог обнаружить их. Но вместе с тем перед военными встал и закономерный вопрос — как перевозить неразборные ракеты весом в десятки тонн от завода до стартовой позиции? А ведь помимо ракет были еще и танки, многие из которых весили порядка 40-50 тонн. Нужен был сверхгрузоподъемный транспорт, не требующий разбега перед взлетом и способный приземляться в лесах, болотах, песках и другом сложном ландшафте. В 1959 году конструкторское бюро Миля приступило к созданию уникального проекта вертолета, который смог бы решить все эти задачи и поднять в воздух более 80 видов самого тяжелого вооружения.

Курс на рекорды

Всё конструкторское сообщество СССР в эти годы было разделено на два непримиримых лагеря — те, кто выступал за продольное расположение винтов, и те, кто признавал только поперечное. Поначалу многие были уверены, что двухвинтовой вертолет продольной схемы построить будет легче — нужно просто добавить еще один винт в хвосте машины, продублировать двигатель и систему трансмиссии. Однако после испытаний двухвинтового продольного американского вертолета стало очевидно, что эта схема не так эффективна, как казалась сначала — она требовала очень много времени для осуществления, которого у инженеров просто не было. Поперечная же схема была опасна нежелательными резонансными колебаниями из-за дополнительной нагрузки по бокам.

После рассмотрения нескольких вариантов специалисты ОКБ Миля смогли найти уникальное решение, которое позже получило патенты в разных странах Европы, — оригинальную схему крыла обратного сужения. Крылья были узкими у фюзеляжа, поскольку там скорость воздушного потока от несущих винтов максимальна, и расширялись к концу, так как там располагались двигатели и скорость потока была минимальна. Со стороны это выглядело так, будто конструкторы просто присоединили крылья к корпусу не тем концом, но на самом деле точный расчет позволил увеличить подъемную силу сразу на 5 тонн.

От винта

К июню 1967 года опытный образец был готов к испытаниям. Он получился поистине впечатляющим: диаметр несущих винтов составлял 35 метров, длина фюзеляжа – 37 метров, суммарная мощность четырех двигателей равнялась 26 тысячам лошадиных сил, а огромные 5-лопастные винты вращались со скоростью 200 оборотов в минуту. Однако первый же полет обернулся неудачей: едва оторвавшись от земли, вертолет начал мощно раскачиваться, и пилоту пришлось резко сажать машину с высоты 10 метров. Позже установили, что при вертикальном взлете вертолета весом в 105 тонн на каждую лопасть приходилось примерно по 10,5 тонн нагрузки, из-за чего возникло автоколебание элементов конструкции — флаттер.

На исправление ошибок ушел почти год, и 6 августа 1969-го В-12 вновь поднялся в небо — на этот раз действительно триумфально. Он поднял груз весом более 40 тонн на высоту 2255 метров — этот мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов не побит до сих пор. Всего на В-12 было установлено 7 мировых рекордов. Но в серию уникальный вертолет так и не пошел, поскольку изменились политические настроения, и изначальная задача — перевозка тяжелого вооружения — потеряла свою актуальность. Всего было выпущено два вертолета, которые в настоящее время находятся в музеях.

Поделиться с друзьями